БИБЛИОТЕКА
POLUBOMU.COM
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Обережное
убаюкивание наших чад
В
наши дни мало кто знает и поет колыбельные песни своим крохам. Да
и те, что звучат не содержат духовного начала, не включают в себя
родовые знания. А ведь колыбельная песня это оберег детской души,
звено в передаче традиционного мироощущения.
Удивительно
поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка
бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»),
то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает
лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное,
как райское место, Ирий (Вырий).
Зачастую
в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души,
в них зашифровывался обережный смысл. Так, например, в следующих
строчках, на первый взгляд, ведущей темой является ничем не нарушаемый
покой и гармония мира:
Тишина
в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Однако,
обратившись к древней славянской традиции, можно отметить: при описании
небесного мира звезды уподоблялись душам, а луна и месяц устойчиво
соотносились с загробным миром. С другой стороны, в более поздние
времена звезды рассматривались как окна в небесном тереме, из которых
ангелы смотрят на землю: «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное
в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды
сверкают!».
Поэтому
и звучит в следующих куплетах тема предпочтительности домашней,
семейной песенки вместо мелодии месяца-пастушка для засыпающего
ребенка, которому рано отправляться в ангельский мир:
Только
звездам, только ночке
В синей сини над селом…
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!»
Иногда
картины природы соединяют в себе панораму и фрагмент, как общее
и часть его, единство большого и малого, далекого и близкого. Например:
Ветер
горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай».
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай.
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.
Кажется,
что в этом сюжете отдаленные пейзажи обрамляют, окутывая собой,
сиюминутную сценку с падением яблока. Но насколько она мимолетна?
Обратимся к символике образов этой колыбельной. Ветер в представлениях
славян был существом одушевленным и могущественным, домом его считались
недоступные места, например, высокие горы, и в ряде случаев он связывался
с местонахождением душ. По одному из поверий, с ветром летают души
грешников, а сильные продолжительные порывы могут знаменовать чью-то
смерть. В нашей песенке ветер облетает собственную обитель, следовательно,
не несет в себе угрозы жизни.
Солнце
олицетворяло собой источник жизни, тепла и света. Лист выступал
символом Древа жизни, а в многозначной символике яблока переклик
смыслов с мятой-травой встречается лишь в ритуалах, связанных с
культом мертвых, точнее, в обрядах поминовения предков, особенно,
если речь идет о желтом яблоке, ибо желтый цвет издревле был у славян
знаком смерти, и даже пасхальные яйца, предназначенные для поминок,
окрашивали именно в него. О месяце уже говорилось, а цветы – символ
земной жизни.
Соединив
все значения, можем заключить: речь идет о том, что в ночную пору,
когда персонажи небесного и земного мира тают и отдыхают, устав
за день, для защиты души ребенка призываются ушедшие в мир иной
предки. Иными словами, в зарисовке природы также присутствует обережный
подтекст.
Нередко
отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших
персонажей и мест их ночлега:
Вот
и люди спят,
Вот и звери спят.
Белочки на ёлочках,
Медвежатки в норочках.
Птички спят на веточках,
Лисоньки на горочках.
Заиньки на травушке,
Утки на муравушке.
Или:
На
лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.
А также:
Птенчики по гнёздышкам,
Деточки по люлечкам.
Они спят, они спят,
Всему миру спать велят…
И
это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений «в привязке
к конкретной местности». Здесь на самом деле доступным для ребенка
образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая
славянской традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их
обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания
цельности мира.
С
другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные
картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно
одарит:
Скоро
ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Нетрудно
заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности
и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает
силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы,
сад), причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных
тонах.
Вот
на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить краткий обзор
колыбельных о природе. Но трудно удержаться от восклицания: насколько
же непростыми могут оказаться совершенно незатейливые песенки, если
присмотреться к ним повнимательнее!
Да,
мудрость народная редко заявляет о себе громогласно, но в жизни
присутствует, тем не менее, неизменно и вековечно, и каждый, кто
захочет, может черпать сокровища из ее кладези – горстями…