БИБЛИОТЕКА
POLUBOMU.COM
ТАВРЕЛИ
- СЛАВЯНСКИЕ ТРЁХМЕРНЫЕ ШАХМАТЫ
Считается,
что эта игра появилась ещё во времена скифов, и до IX-X вв. была
распространена на Руси. Игра в русские шахматы упоминается в былинах
о князе Владимире и Садко. Исчезновение этой интеллектуальной игры
из традиций русского народа ученые связывают с крещением Руси и
соответствующим отношением Церкви к играм, равно как и к песням,
пляскам. На всё это накладывался ярлык "бесовство". Полное
их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России
модную в Европе игру - индийские шахматы.
Лишь в последнее время, благодаря усилиям Московского дворянского
собрания и Фонда поддержки творческой личности, русские шахматы
стали бурно развиваться. В 1997 году созданы Международная и Межрегиональная
федерации по русским шахматам. Проделана огромная работа по сбору
всей археологической и исторической информации о таврелях, ее систематизации
и обобщению. В результате были разработаны и запатентованы современные
правила игры в русские шахматы, начали проводиться официальные чемпионаты.
Правила
игры
Игра
ведётся на обычной шахматной доске 8x8. Название фигур (таврелей)
в русских шахматах отличается от принятых в международных шахматах
названий, однако состав фигур и правила их передвижения практически
полностью одинаковы.
Индийские
шахматы |
Русские
шахматы |
Король |
Волхв |
Ферзь
|
Князь |
Ладья
|
Ратоборец |
Слон
|
Лучник |
Конь
|
Всадник |
Пешка
|
Ратник |
|
Хелги |
Таврели
располагаются на доске в том же порядке, что и соответствующие им
фигуры в обычных шахматах. Правила передвижения таврелей, включая
рокировку и взятие на проходе, а также цель игры — мат, соответствуют
обычным шахматам.
Хелги
— особая фигура в русских шахматах. В Хелги превращается ратник,
стоявший в начале партии перед волхвом и достигший в ходе игры последней
горизонтали противника. Хелги объединяет в себе свойства Князя и
Всадника. Это самая сильная таврель в русских шахматах.
Отличия русских шахмат от международных
Передвижение таврелей
Ни
одна из таврелей до конца игры не снимается с доски, то есть фигура
под ударом не уничтожается, а «берется в плен» — на нее ставится
фигура противника. Таврели могут перемещаться как на свободное поле,
так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по
правилам перемещения данной таврели. Волхв не может передвигаться
или оставаться на поле, атакованном таврелями противника. Ратник,
в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для
белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
Образование
башни, ее передвижение и разделение
В
случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью
(своей или противника), образуется башня, наверху которой становится
таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом
поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели
(наверху волхв, а под ним — все таврели белых и черных, кроме волхва
противника). Башня может становиться на другие таврели и башни,
включая их в свой состав. На волхва не может ставиться ни одна таврель.
Башня
передвигается по правилам хода верхней таврели. Башня при своем
ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции.
Действие оставшейся на поле части начинается немедленно (по правилам
хода верхней таврели).
Превращение
ратников
Каждый
ратник, достигнув последней горизонтали противника, превращается
только в ту таврель, перед которой он стоял в начале игры в исходной
позиции. Ратник, стоявший перед волхвом, превращается в хелги —
таврель, которая передвигается как князь или всадник одновременно.
Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается
на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе
башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При
этом таврель ратника переворачивается (на её нижней стороне обозначен
символ таврели, в какую превращается ратник). Превращенная таврель
в случае её взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным
ратником.
Говорит
чемпион России по русским шахматам О.В.Свирин:
В
русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее
ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно
ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни,
которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное
отличие от классических шахмат. Есть еще одно интересное правило:
волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить,
а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры
мешают движению.
Теории
русских шахмат пока не создано, и поэтому здесь все зависит от интеллекта
играющих, а не от знания зазубренных ходов и партий. В русских шахматах
перворазрядник может обыграть гроссмейстера по классическим шахматам.
Запись
партий
Партии
записываются с помощью обычной полной шахматной нотации (без буквенного
обозначения таврелей) со следующими дополнениями:
x - образование башни (b2 x d4)
- - перемещение таврели и башни на свободные поля (c8 — g4)
(2) - разделение башни (в скобках указывается количество таврелей,
снятых с верха башни (f3(2) x f6)
Из
интервтю с чемпионом России О.В.Свирином:
На
мой взгляд, русские шахматы гораздо сложнее, а значит, интереснее,
так как появляется третье пространство — высота. Вообще это символично
— во втором тысячелетии человечество играло в двухмерные шахматы,
а в третьем, я абсолютно уверен, будет играть в трехмерные.
Итак, возвращаем нашу традицию играть в таврели!